Раздел «алхимические тексты и рецепты. Black Desert: Все рецепты Алхимии Алхимические зелья рецепты

Во второй половине Graveyard Keeper изучение алхимии должно будет стать для вашего героя одним из приоритетных занятий. На первый взгляд она может показаться весьма запутанной и нудной, однако не стоит при первых же проблемах «прятать голову в песок». Если вы сможете в идеале изучить эту систему, то получите доступ к массе полезных предметов.

В этом руководстве мы расскажем вам, как можно изучить алхимию в игре, а также покажем все основные алхимические рецепты и чертежи станков. В результате вы сможете быстрее освоить зельеваренье. Впрочем, следует заранее подготовиться к тому, что вам придется немало времени тратить на добычу ингредиентов.

Основы алхимии

Как открыть ветку алхимии

Сделать это сравнительно просто, так как вам нужно лишь отправиться на Болота и отыскать там хижину Ведьмы. Мы подробно рассказали о том, как пройти в эту локацию в обзоре игровой карты . Затем обратитесь к колдунье для разблокировки алхимических основ. Остальные рецепты придется открывать самостоятельно, прокачивая соответствующее ответвление в древе технологий.

Примечание: Вы сможете также приобретать у ведьмочки различные алхимические ингредиенты, как только принесете ей зелье исцеления или котелок.

Варкой зелий следует заниматься в церковном подвале. Для переработки материалов в соответствующие ингредиенты можно будет воспользоваться тремя различными станками: ручной мешалкой, алхимической мельницей и дистилляционным кубом (обладает улучшением). Существуют также два верстака – алхимический стол 1-го и 2-го уровней, которые позволяют смешивать ранее добытые ингредиенты и превращать их в различные полезные вещества.

Чтобы полноценно заниматься созданием зелий, необходимо держать в лаборатории сразу два стола, так как верстак 1-го уровня дает возможность комбинировать 2 ингредиента, а 2-го уровня – не меньше 3-х. Дело в том, что в игре имеются рецепты, требующие смешивания лишь 2-х материалов, то есть, на алхимическом столе II сделать их не удастся. Поэтому не рекомендуем вам крушить первый стол после открытия более продвинутой модели.

Наверняка вы задаетесь вопросом, а для чего вообще нужна алхимия? Первым делом отметим, что с помощью нее вы сможете крафтить ценные эликсиры, восстанавливающие здоровье и энергию, а также дающие различные бонусы. Они точно пригодятся вам при прохождении подземелья.

Однако главным преимуществом алхимии является тот факт, что она позволяет производить различные инъекции и удобрения, повышающие качество тел и вероятность получения овощей серебряного и золотого уровней. Плюс, для выполнения некоторых миссий вам понадобятся определенные алхимические средства.

Как создавать зелья, инъекции и удобрения

Алхимия в Graveyard Keeper включает в себя 8 базовых стихий, а именно:

  • хаос;
  • ускорение;
  • смерть;
  • здоровье;
  • жизнь;
  • токсичность;
  • замедление;
  • порядок.

Все алхимические ингредиенты могут находиться в 3-х состояниях (формах) – в виде экстракта, жидкости (раствора) или порошка. Таким образом, получаем ровно 24 разнообразных комбинаций. К тому же в игре имеется немало материалов, которые можно запросто переработать в реагенты (начиная от грибов и заканчивая органами). Помимо всего прочего, целый ряд рецептов включают в себя дополнительные элементы, к примеру, масло, графитовый порошок или воду.

Прежде чем вы получите возможность осуществить переработку материала в необходимую форму, вам нужно будет рассмотреть его на исследовательском столе (использует синие очки). Следует также помнить о следующих моментах:

  • Не все ингредиенты удастся переделать во все 3 формы. Узнать о доступности того или иного состояния для предмета можно на исследовательском столе.
  • Алхимическая мельница используется для создания порошков.
  • Дистилляционный куб используется для создания экстрактов.
  • Ручная мешалка используется для создания растворов.

Зная эти правила и изучив нужные рецепты, вы сможете создать любое вещество. Кстати, после первого крафта той или иной вещицы на алхимическом столе она сохранится в его «памяти» и вы сможете без проблем просматривать рецепты ранее созданных предметов.

Чертежи алхимических станков

Разумеется, для варки зелий требуются специальные верстаки, которые вам придется открыть, а затем создать. Все они будут появляться в алхимической лаборатории, расположенной в подвале церкви. Сначала мы рассмотрим станки, которые напрямую связаны с алхимией, а затем оборудование, которое имеет косвенную связь с ней.

Исследовательский стол

Материалы для крафта:

  • Нужны четыре простые железные детали.
  • Нужны три колбы.
  • Нужны шесть брусьев.

Назначение:

  • Переработка линз, книг и бумаги в синие очки науки.
  • Использование очков науки и веры для исследования различных предметов.

Алхимический стол 1-го уровня

Материалы для крафта:

  • Нужны три сложные железные детали.
  • Нужны две сложные колбы.
  • Нужные шесть брусьев.

Назначение:

  • Позволяет создавать новые типа веществ путем использования двух реагентов.

Ручная мешалка

Материалы для крафта:

  • Нужно восемь гвоздей.
  • Нужны шесть брусьев.

Назначение:

  • Позволяет перерабатывать материалы в растворы.

Алхимическая мельница

Материалы для крафта:

  • Нужные четыре простые железные детали.
  • Нужны два полированных камня.
  • Нужны шесть брусьев.

Назначение:

  • Позволяет перерабатывать материалы в порошки.

Дистилляционный куб

Материалы для крафта:

  • Нужны восемь сложных железных деталей.
  • Нужны двадцать камней.

Назначение:

  • Позволяет перерабатывать материалы в экстракты.

Алхимический стол 2-го уровня

Материалы для крафта:

  • Нужны шесть деревянных конструкций.
  • Нужны три сложные колбы.
  • Нужны две стальные части.

Назначение:

  • Позволяет создавать новые типа веществ путем использования трех реагентов.

Стеллаж

Материалы для крафта:

  • Нужно двенадцать досок.
  • Нужны четыре деревянные балки.
  • Нужно десять гвоздей.

Назначение:

  • Позволяет держать 25 различных предметов – отлично подходит для хранения готовых зелий.

Стеллаж для свитков

Материалы для крафта:

  • Нужно восемь досок.
  • Нужны простые железные детали.
  • Нужно двеннадцать гвоздей.

Назначение:

  • Позволяет держать 25 различных ресурсов.

Алхимические рецепты

Для каждого станка в игре предусмотрены свои рецепты. В самом создании веществ нет ничего сложного – просто добавляйте в верстак нужные ресурсы и ждите результата.

Ручная мешалка

  • Жир, хмель или пчелиный воск = Раствор замедления
  • Синее желе или мед = Раствор ускорения
  • Крыло летучей мыши или мотылек = Раствор хаоса
  • Белый цветок, зеленое желе или пчела = Раствор порядка
  • Красный гриб или оранжевое желе = Раствор токсичности
  • Ик-трава, капуста или морковь = Раствор здоровья
  • Черное желе = Раствор смерти
  • Мозг, желтый цветок или личинка = Раствор жизни

Алхимическая мельница

  • Паутина или хмель = Порошок замедления
  • Конопля или мед = Порошок ускорения
  • Крыло летучей мыши или бабочка = Порошок хаоса
  • Пчела = Порошок порядка
  • Красный цветок или лук = Порошок токсичности
  • Компост, капуста или тыква = Порошок здоровья
  • Серебряный самородок = Порошок серебра
  • Кишки или сера = Порошок жизни
  • Золотой самородок = Порошок золота
  • Графит = Порошок графита
  • Известняк = Порошок известняка
  • Кость = Белый порошок
  • Угорь = Электрический порошок
  • Темные кишки = Порошок смерти

Дистилляционный куб

  • Паутина или пчелиный воск = Экстракт замедления
  • Синее желе или конопля = Экстракт ускорения
  • Бабочка или мотылек = Экстракт хаоса
  • Белый цветок или зеленое желе = Экстракт порядка
  • Лук или оранжевое желе = Экстракт токсичности
  • Чечевица или тыква = Экстракт здоровья
  • Черное желе = Экстракт смерти
  • Сердце, желтый цветок или личинка = Экстракт жизни

Алхимический стол 1-го уровня

  • Черная краска = порошок графита + вода
  • Черная краска = пепел + масло
  • Черная краска = порошок смерти + вода
  • Белая краска = белый порошок + масло
  • Белая краска = алкоголь + раствор замедления
  • Белая краска = электрический порошок + вода
  • Эликсир энергии (синяя бутылка) = порошок ускорения + раствор ускорения
  • Эликсир исцеления = порошок жизни + раствор здоровья
  • Эликсир исцеления = порошок здоровья + раствор хаоса
  • Эликсир энергии (белая бутылка) = порошок замедления и раствор ускорения
  • Эликсир энергии = порошок ускорения + раствор замедления
  • Темный эликсир = порошок смерти + кровь
  • Освежитель = масло + раствор порядка
  • Усилитель роста = пепел + раствор жизни
  • Специи = соль + раствор здоровья

Алхимический стол 2-го уровня

  • Кислота = раствор хаоса + порошок токсичности + экстракт токсичности
  • Ароматизатор = алкоголь + порошок ускорения + экстракт жизни
  • Усилитель вкуса = раствор токсичности + пепел + экстракт жизни
  • Клей = раствор жизни + порошок здоровья + экстракт хаоса
  • Серебряный эликсир = раствор порядка + порошок серебра + экстракт жизни
  • Серебряный эликсир = раствор хаоса + порошок серебра + экстракт порядка
  • Золотой эликсир = раствор порядка + порошок золота + экстракт здоровья
  • Золотой эликсир = раствор токсичности + порошок золота + экстракт хаоса
  • Щелочь = раствор смерти + порошок жизни + кровь
  • Дубильная жидкость = раствор смерти + порошок замедления + экстракт порядка
  • Эликсир аппетита = порошок здоровья + экстракт ускорения + раствор токсичности
  • Эликсир брони = раствор замедления + зелье порядка + экстракт замедления
  • Эликсир берсерка = порошок токсичности + экстракт смерти + раствор смерти
  • Бальзамический раствор = вода + порошок хаоса + экстракт смерти
  • Эликсир для пищеварения = экстракт ускорения + раствор токсичности + порошок здоровья
  • Порошок урона = раствор смерти + порошок хаоса + экстракт токсичности
  • Зеленый плюс = вода + порошок хаоса + экстракт смерти
  • Консервант = раствор жизни + порошок замедления + экстракт замедления
  • Продолжительный лечебный эликсир = раствор здоровья + эликсир порядка + экстракт здоровья
  • Эликсир защиты = раствор замедления + порошок порядка + экстракт замедления
  • Эликсир восстановления = раствор здоровья + порошок порядка + экстракт здоровья
  • Соляритель = экстракт порядка + раствор смерти + порошок замедления
  • Эликсир скорости = экстракт ускорения + раствор хаоса + порошок ускорения

Если вы изучите все рецепты, представленные в указанных выше списках, то ваша виртуальна жизнь в Graveyard Keeper станет намного проще.

Алхимия как наука появилась в Средние века. Однако она существовала еще во времена глубокой древности, но ее секреты были потеряны, за исключением некоторых рецептов, практических предписаний и советов. Поэтому в Средние века было проведено очень много экспериментов. Существует масса исторических свидетельств об алхимиках, сумевших добиться того, что может большинству людей показаться нереальным - они произвели золото. Также есть и упоминания о тех, кто за годы опытных работ и устремлений так и не добился поставленной цели. В истории были и такие мастера алхимии, которые исчезали вместе со своими лабораториями.

Рассвет алхимии начался с таких имен как Гермес Трисмегист, Гебер, Парацельс , Ван Гельмонт, Александро Калиостро, Сен-Жермен и других. Именем Гермеса впоследствии стали называть алхимию и другие «тайные» науки, недоступные для непосвященных (герметические науки).

Что известно об этой тайной науке?

Алхимию очень часто связывают с поисками философского камня, который может обращать все металлы в золото; он же был и «эликсиром жизни», дающим бессмертие и вечную молодость. К этому можно приписать еще одну задачу алхимии - достижение счастья. Такие мнения часто встречаются в современной литературе, однако задача алхимии заключается совсем в другом...

Ученые Древнего Китая обладали сакральными знаниями алхимии, которая развивалась наряду с китайской культурой и поэтому стала неотъемлемой ее частью. Первые упоминания известны со времен легендарного Желтого Императора Хуан Ди, чьи годы правления относят к третьему тысячелетию до н.э. Считается, что он был посвящен во все секреты алхимии и владел рецептом философского камня; его также считают первопредком всех китайцев и основателем религиозно-философского учения даосизма. Еще одним из наиболее известных мастеров алхимии был древнекитайский философ Лао-цзы (VI - V в. до н.э.).

Сакральные знания Древнего Китая вобрала в себя , которая была разделена на внутреннюю алхимию и внешнюю. Внутренняя алхимия занимается трансформацией (духовного и физического бессмертия) и приведением внутреннего мира человека в соответствие с космическим порядком посредством специальных практик и упражнений. При этом все эти практики ведут не просто к какому-либо конкретному эффекту, который, несомненно, будет оказан на человека, а к тому, чтобы помочь практикующему найти или собрать ингредиенты, необходимые для «выплавки» так называемой «пилюли бессмертия», употребив которую человек обретет вечную жизнь.

Перед внешней стороной даосской алхимии также стоит задача трансформации тела, энергии и духа с целью достижения бессмертия. Только акцент в данном случае делается на использование альтернативных средств, например: определенный набор химических ингредиентов, с которыми можно было бы проводить эксперименты в лабораторных условиях. 3десь также применяются различные средства для подготовки тела: практикующий принимает внутрь эликсиры, изготовленные из минеральных веществ.

Алхимию изучали и в Древней Индии. В индийской алхимии есть две параллельные техники: первая, расаяна является «мистической» техникой, она примыкает к тантризму и к иным магико-аскетическим школам; вторую можно определить как предхимию , она предположительно зародилась в Средние века и была связана с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками. У этих техник различный строй мыслей со своей характерной целью. У первой алхимии - метафизическая природа, у второй - прагматическая. Таким образом, в расаяне занимаются разработкой приема «трансмутации души», ищут секреты бессмертия и духовного освобождения, а в предхимии разрабатывают медицинские рецепты.

Есть версия, согласно которой родоначальником алхимии был Древний Египет. Его лучшие умы знали много о природе камней и металлов, человека и Вселенной. Это видно, хотя бы из того, на что они были способны: без соединительного раствора древние египтяне умудрялись установить камни пирамид один на другой; без соответствующих инструментов, как известно из книг по истории, они делали измерения и обрабатывали диорит медными орудиями (о наличии следов меди свидетельствует радиоуглеродный анализ), а это - как резьба по дереву бумажным ножом. Отсюда напрашивается вывод о том, что египтяне владели тайнами, позволявшими вносить изменения в структуру природных тел.

С алхимическим процессом и поисками философского камня египтяне ассоциировали миф о боге возрождения и властелине загробного царства - Осирисе. Миф говорит о бессмертности человеческой души и тела. Согласно ему, тело умирает, но продолжает существовать в другом состоянии, а душа может жить вечно, но, только в своем теле. Тело - это сосуд души, который нужно сохранить, поскольку она принадлежит только одному телу.

Алхимические учения римско-эллинистического Египта передавались до IV-V веков, развиваясь в философских школах Александрии. В VII-VIII веках эту многовековую мудрость переняли арабы, после завоевательных походов.

Возможно, само название «алхимия», было заложено арабами. У них была такая наука, как Ал-кимийя , которая имела отношение к работе с черной землей. В основу названия науки, вероятно, вошло Древнее имя Египта - Кем, Кему или Кеми, что значит - «Черная земля». В целях той науки было великое открытие, великая трансформация, превращение.

Арабская алхимия не содержала той таинственности, что была присуща алхимикам Европы. В основе учения арабской алхимии стоят идеи древнегреческого философа Аристотеля, в частности, идеи о взаимопревращаемости элементов. Среди арабских алхимиков выделяется Айюб ал Рухави (769-835), который, согласно аристотелевому учению, дал такое занимательное объяснение свойств некоторых металлов:

Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото желтое, а серебро белое, так как первое содержит больше тепла, а второе - больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и ее цвет более красен, так как она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, ... и оно с трудом поддается действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним.

Развитие алхимических исследований и практик привело к созданию новой теории - ртутно-серной теории происхождения металлов. В ее основе легли знания о химических свойствах веществ. Разработал ее Джабир ибн Хайан (721-815), наиболее известный как Гебер. Данная теория стала теоретической основой для алхимии на несколько столетий вперед. Она была направлена на более конкретное объяснение свойств металлов (в частности, таких, как ковкость, блеск, горючесть) и обоснование возможности трансмутации. Следует выделить, что новая теория являлась попыткой теоретического обобщения опытных данных в довольно частном вопросе, не ориентированной на всеобщность объяснения.

Для Европы алхимия начала возрождаться в XI веке, во времена Крестовых походов. Там, на Востоке, захватчики увидели совсем другой мир, полный давно забытыми знаниями, авторов которых никто не знал.

Вокруг европейской алхимии висела завеса мистики и таинственности. Именно поэтому ее главной задачей было найти философский камень. При этом самым благоприятным временем для алхимии стало раннее средневековье, когда европейцы были не в состоянии значительно расширить добычу золота, потребность в котором росла постоянно. При таких обстоятельствах каждый, кто был горазд более или менее убедительно рассказать о своей способности делать золото, мог получить самую великодушную поддержку власти, остро нуждающуюся в этом металле. Практической стороне алхимии уделяли внимание и средства такие правители, как: Польский король Август II, Франц I, Филипп IV Красивый, Фридрих II, Эдуард II, во Франции - Карл VII, в Англии - Генрих VI, и многие другие. Некоторые из них весьма серьезно увлекались тайной наукой. Так, например, король Дании, Фридрих III, потратил миллионы денежных средств на алхимические опыты за период своего 20-летнего правления.

Одним из самых восторженных любителей алхимии был Рудольф II - император Священной Римской империи. Он сыграл особую роль в судьбе Праги и Чехии. Благодаря ему, Прагу ныне считают мировой столицей алхимии, мистики и черных сил. Легенда о том, что он открыл секрет философского камня ходит и по сей день. Император предпочитал уделять внимание ни сколько проблемам страны, сколько личным оккультным увлечениям. По его указу в Прагу были приглашены английские астрологи, алхимики Эдвард Келли и Джон Ди; при его дворе работал алхимик и великий астроном Тихо Браге. Некоторые из них проживали на знаменитой Золотой улочке. До сих пор в Прагу совершают паломничество приверженцы алхимии, магии и чародейства.

Надо сказать, что сами поиски долголетия и бессмертия начались с работ Парацельса (1493-1541 гг.). Европейские алхимики сформулировали дополнительные задачи своей науки:

1. Приготовление Эликсира или Философского Камня.

2. Создание гомункулуса.

3. Приготовление алкагеста - универсального растворителя.

4. Палигенез, или восстановление растений из пепла.

5. Приготовление мирового духа - магической субстанции, одно из свойств которой - способность растворять золото.

6. Извлечение квинтэссенции.

7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

В XIV-XV веках алхимики Европы добились существенных успехов в постижении свойств веществ, чем превзошли арабов. В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура (Джованни Фиданца, 1121-1274) приготовил универсальный растворитель (aqua Regis, т.е. «царская водка»), которым можно растворять золото («царь металлов»).

Стоит отметить, что мистической стороне алхимии особое внимание оказывала и церковь, т.е. всячески препятствовала, запрещала. Призывы не заниматься этой «темной» наукой содержались, например, в булле «Против алхимиков» (1317) папы Иоанна XXII, который, однако, сам был увлеченным алхимиком и, возможно, понаделал немало золота. И это не единственный в своем роде пример, алхимией тайно занимались многие церковные деятели: Фома Аквинский, Альберт Великий, папа Бенедикт II и другие. Церковные же запреты не имели достаточной силы, поскольку вера в то, что золото можно «сделать», всегда жила в сердцах, подпитываемая всевозможными, иногда и сознательно организованными слухами и свидетельствами очевидцев процесса создания золота.

Знания алхимии всегда старались охранять, прятать ее секретные формулы, используя для записей засекреченную символику, дабы они не попали в недостойные руки и не были употреблены во вред. Но, как любое выгодное дело обрастает массой шарлатанов, так и здесь появилось много желающих «сделать» золото. Европу заполонила целая толпа мошенников, которым удавалось обманывать не только простых людей, но даже образованных вельмож и королей. Частенько «золото» псевдоалхимиков оказывалось латунью, томпаком или бронзой, хотя еще у Аристотеля можно найти информацию о том, что при нагревании меди с оловом или цинком, можно изготовить золотистые сплавы.

Засчет весьма активной деятельности расплодившихся жуликов прославленная в Средние века герметическая наука стала исчезать. Закат алхимии в Европе начался в конце XVI века и продлился до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали скептически настроенные химики многих стран и, прежде всего, Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Католическая церковь прокляла занятие алхимией, впоследствии она была запрещена во Франции, в Англии, на территории Венеции. Причем, из-за этого невинно гибли и настоящие ученые: французского химика Жан Барилло казнили только за то, что он изучал в своей лаборатории химические свойства элементов.

Хоть есть и ни мало ученых скептиков, которые называют алхимию псевдонаукой и занятие ею приписывают только шарлатанам, да иллюзионистам, все же трудно поверить в то, что примерно четыре тысячи лет исследований и сто тысяч томов рукописей могли быть посвящены всего лишь вульгарному мошенничеству. Алхимия была вполне серьезной наукой, ее экспериментальная деятельность привлекла внимание таких крупнейших ученных, как И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц и многих других. Среди ее адептов были настоящие ученые-естествоиспытатели, чьими трудами был накоплен огромный материал, позволивший глубже копнуть в тайны нашего мироздания.

. Алхимия в средние века играла важную роль наряду с химическими ремеслами - определяющую роль в подготовке современной химии; эту роль можно понять не через вычленение из алхимии ее рациональных фрагментов, но путем изучения ее как единого целого - феномена средневековой культуры.

ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ

«Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй (нагревание твердого тела с жидкость, не доводя его до кипения) этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему рас каленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови (Dumas, 1837, с. 30).

Основные составляющие философского камня (Lapis Philosophorum):

Основные составляющие философского камня (Lapis Philosophorum)

АЛХИМИЯ: РЕЦЕПТ И ВЕЩЬ, изготовленная по этому рецепту,-первая очевидность, просящаяся стать примером. Что же, пусть будет сначала рецепт ремесленный. Ну хотя бы такой - руководство по разбивке сада Пьера де Крвшенци из Болоньи (XIV в.) в книге о сельском хозяйстве. «-0 садах средних размеров, принадлежащих людям среднего достатка»: Протяжение участка, предназначенного для цветника, размеряют, сообразуясь с достатком и достоинством людей среднего состояния, а именно; два, три, четыре и более югеров (1 югер=0,26 га.- Примеч. переводчика). Окружают рвом и о/сивой изгородью из шиповника или роз, а также изгородью из гранатовых деревьев в теплых местностях, в холодных же - из орешника, сливы или айвы. Участок следует взрыхлить мотыгами и повсюду его выровнить. Потом посредством бечевок следует обозначить места, где будут посажены названные деревья. Здесь рассаживают шеренги или ряды грушевых деревьев и яблонь, а в теплых местностях - пальм и лимонов… Эти ряды должны находиться друг от друга на расстоянии по меньшей мере в 20 футов, или в 40, или больше, пожеланию хозяин.а В пределах одного ряда крупные деревья должны быть удалены друг от друга на 20 футов, а мелкие - на Ю. Между этими деревьями, выстроенными в ряд, можно посадить виноградные деревья различных видов; они будут служить и пользе, и наслаждению… По всему участку устраиваются лужайки, на которых часто удаляют неподходящую или слишком высокую траву. Косят эти лужайки два риза в год, чтобы они были красивее…» (1937, с. 711). Вырванную из природы площадь расчетливо приспосабливают к практической пользе, придавая ей совершенный вид с помощью обыденных ремесленных действий, вознесенных до действий искусства. Но сад не только для пользы. Он еще и для наслаждения. Лужайки косят, чтобы они были красивее… Сад - практической пользы. И душевной пользы тоже. Сад наслаждений. Гефсиманский сад. Райский сад - идеал сада земного. Обыденное действие вспыхивает священнодействием. Напротив, райский идеал достижим в мастерском рецептурном ремесле. Понятно, истолкование текста находится за пределами. Но зато в пространствах большого текста- тотального рецепта всего средневековья. Вернемся теперь к иным текстам, составляющим этот большой текст.

Разве рецепт есть принадлежность только ремесленной деятельности? Рецептурность определяет различные сферы деятельного созидания: этику и мораль, семью и право, христианскую апологетику и религиозную обрядность, искусство и ремесло, науку и опытно-магические действия алхимиков, привитые к дереву средневековья и ставшие исконно средневековыми — Все это держится на соблюдении рецепта, освященного авторитетом.

Соблюдение рецептурного кодекса-регламента - способ коллективно включиться в поле тяготения учителя. « Verba magisiri» не обсуждаемы. Этими словами клянутся: « jurare in verbis magistri». He иметь собственного суждении почитается заслугой.

Рецепт может быть и не вполне строгим: не сделка ex vi termini, а лишь обещание, учит Фома Лквинский, предопределяет естественную обязан ность исполнения, поскольку, по Генриху Сегузию, бог не делает никакого различия между простым словом и клятвой (Эйкен, 1907, с. 493).

Проповеди имеют силу общественного воздействия лишь постольку, поскольку они рецептурны, то есть содержат некую сумму моральных правил-запретов, исполнив которые следующий им получает возможность достичь вечного блаженства по смерти. Известен апокрифический рассказ: однажды население одного города настолько про никлось проповедью Франциска из Ассизи (XII-XIII в.), что все цели ком пожелали стать францисканцами, а значит, неукоснительно выполнять, в числе прочего, один из главных запретов ордена - добро детель целомудрия, что должно в конечном счете завершиться прекращением человеческого рода. Вот тут-то и пришлось, говорит легенда, самому Франциску отговорить своих восторженных слушателей и вскорости учредить орден терциариев, в уставе которого все было как у францисканцев, только добродетель целомудрия была смягчена - мож но иметь детей (с. 395). Рецепты можно изменить, но лишь авторитетом, столь чтимым в средние века, и никем иным, если под угрозу и в самом деле ставились коренные общественные интересы.

Отправление магических предписаний в алхимии, впрочем, и культовых обрядов, основанное на сознательном выполнении рецептурных правил, от частого повторения приобретало черты автоматизма. Вот пересказ одной стихотворной баллады XIII века. Один ученик, еще мирянин, отличался такой добродетелью: каждое утро он делал венок из роз и возлагал его на голову Мадонны. Став монахом, он уже не мог собирать цветы, как прежде, - было недосуг. Взамен старательный послушник ежедневно по пятидесяти, сверх положенных, раз читал « Ave Maria». Однажды ему случилось идти через поле. Не удержавшись, следуя давнишнему своему обычаю, он сплел-таки венок для царицы небесной. Но прежде он ровно пятьдесят раз (пробил урочный час) прочитал свою молитву (с. 423). Схлестнулись два рецепта - один, по условию, вполне заменяющий другой. И, однако, все пятьдесят Ave Maria были прочитаны - по привычке. Между тем этот последний венок был выражением осознанной воли, отмеченный личностью послушника и составляющий личный вклад.

Рецепт-молитва, казалось бы, представляющий чистое священнодействие, оборачивается устроением конкретной земной жизни земного человека, ушедшего в молитву. Становится обыденным действием! Действие же, напротив, возвышается до заоблачных высот, касается этих высот, исчезая в священном слове молитвы, выраженной, однако, в рецептурных запретах, рецептурных предписаниях, рецептурных предначертаниях. Земной сад, взращенный на райской почве.

Связанный с вещным мнровиденисм-осязаемым миром вещей, рецепт воспринимается как руководство к действию: никаких переносных смыслов. Предание рассказывает: одна наложница клирика спросила свя щенника: «Отец, что будет с наложницами священников?» Тот в шутку ответил: «Они не могут спастись иначе, как войдя в огненную печь». Вернувшись домой, женщина растопила печь, буквально выполнила данный ей совет; тем и спасла, по наивному своему разумению, грешную свою душу. - Вот до чего впрямую, in sensu strlcto, воспринималось предписание даже столь фатального свойства. Средневековые рецепты (обрядово-ритуальные в особенности) содержат в явном виде внешние предписания. Поставлена цель - заслужить царство небесное. А для этого нужно точно и недвусмысленно знать, что делать: сколько и каких прочесть молитв, сколько денег потратить на милостыню, сколько дней блюсти пост и прочее.

Буквальное следование рецепту осуществляется не всегда. В условиях многослойности средневековой культуры можно быть накоротке с демоном (это и было у простого мирянина), а можно понимать, этого демона, аллегорически (это и понимал ученый богослов). Рецепт и алхимия вторгаются и в инобытийную сферу, превращаясь в мозаику странных действовавши и таинственных целеполаганий над как-будто алогичным, внеземным, но построенным но земному подобию. Церковь учит: человек воскреснет из мертвых, после чего, стало быть, он будет облачен телом (здесь мы уже вступаем в сферу чувственного). Не потому ли для средневекового сознания естественны нелепые вопросы архиепископа Юлиана из Толедо: «В каком возрасте умершие воскреснут? Воскреснут ли они детьми, юношами, зрелыми мужами или старцами? В каком об лике они воскреснут и с каким телесным устройством? Сделаются ли жирные при жизни снова жирными и худощавые снова худощавыми? Будут ли существовать в той жизни половые различия? Приобретут ли воскресшие снова потерянные ими здесь на земле ногти и волосы?» (Гегель. 1935, XI, 3, с. 148-(49). Ответы на эти вопросы призваны воссоздать инобытийную реальность. Тогда-то и рецепты в областях потусторонних окажутся уместными. Средневековому ирреальному метафизическому рецепту предшествует создание чувственной ситуативиости, воссоздание вещественности физического мира.

Рецептурность проявляет себя не только в частных изысканиях средневековой мысли. Мыслители средневековья, склонные к синтетическим построениям, готовы всю подлунную уложить в непреложный рецептурный регламент. « Ars Magna» -«Великое искусство» Раймонда Лул лил (XIII-XIV в.) - пример вселенского рецепта. Луллиевы круги исчерпывают, по замыслу их создателя, все субстанции и акциденции, все абсолютные и относительные предикаты мира. Вращение кругов по определенным правилам должно было дать правильные комбинации субстанций и предикатов - ответы на все случаи жизни. Это первый «кибернетический робот», который, задумано, мог все. Рецептурным оказывается и искусство. Разве Дантов «Ад», например, с иерархией кругов и рвов (в пределах каждого круга) не предполагает рецептурно однозначную иерархию человеческих грехов? Это выраженный в негативной форме (даны лишь запреты) величественный моральный рецепт.

И лишь « ars manendi» - «искусство умирания», в коем и выявляется с наибольшей силой средневековое я для бога - мистическое интимное действо - пребывает вне рецептурных приемов.

Христианская концепция мира как изделия (Лактанций, IV в.) предполагает законченность этого мира, изготовлениость. Любое действие - лишь комментирование мира, копирование образца. Священнодейственный характер рецепта помогает совершенствованию об-газца, но не выходу за пределы. 1ежду тем строгие одежды средневекового мастера, напяленные на мага-чудодея, выглядят разностильно. Канонический рецепт средневековья утрачивает однозначность. Разноречие магических действий. От образца - к образу. На этом же, впрочем, пути замышляются действия в обход божественному предопределению, протйву послушнической покорности. Эти действия в обход- вопрошающие, изобретательские действия- внеположны узаконенному христианству. И все-таки в рамках христианства. Одной ручной работы не достаточно. Нужно еще вмешательство природы - силы, стоящей выше человека. Но силу эту нужно еще упросить - втайне от других, от бога и даже… от самого себя. Уговорить, убедить, влюбить в себя \ Л это уже совсем не поступок послушника. Это в некотором роде еретический акт, хотя и оформлен в подчеркнуто приличных терминах. Заставить надчеловеческую силу полюбить средневекового homo jaber’ a - это значит превысить человеческие возможности, вступив в соперничество с богом, особенно усердно ему молясь.

Итак, магия есть второй - после мистики - враг рецепта. Правда, магия не отменяет, а лишь преобразует рецептурное предписание. Впрочем, магия и алхимия не тождественны. Но общая территория их взаимодействия есть. Теперь же, вспомнив все то, что говорилось об алхимии - парадоксально средневековом феномене, попробуем обнаружить взаимодействия официальной средневековой и алхимической рецептурности; превращения, коим оказались подвержены эти разнородные формы рецептов в результате этих взаимодействий. Ведь и венок в честь девы Марии того послушника, полсотни раз отбивавшего поклоны, и смягчение целибата Франциска рядовых меньших братьев - все это выходы за пределы образца; окно в живую жизнь. Алхимия и рецептурное прочтение иных сфер культурного средневековья - следствие взанмоотраженности друг в друге всех частей средневековой культуры.

Алхимия в средневековом сознании -вещь бесспорная. Свободное отношение к ритуальной стороне жизни легко уживается с догматическими предписаниями. Средневековая алхимия свидетельствует об этом: алхимические занятия, по букве христианства, кощунственны. Вместе с тем особенности алхимического мышления способствуют скорее гармонии, нежели разладу. Алхимия как гипертрофированный образ официального средневековья и способствует, и препятствует этому. Не потому ли «обалхимиченный» средневековый рецепт и воспринимается буквальное руководство к действию, и обладает достоинствами разночтения? Это свидетельство много с дойности средневекового общества, функционально упорядоченной его организованности.

Рецепт-вещь и рецепт-молитва. Дело и Слово. Действие и священнодействие. Алхимия в контексте этих оппозиций - посередине. Он - овеществленная молитва. Сад, взращенный садовником на райской почве ежедневного молитвенного благочестия, и Гефсиманский сад, цветущий от соков земных, оборачиваются в алхимическом рецепте садами Семирамиды, в реальных кущах которых реально живут реальные львы и драконы. Зато корни деревьев этих садов погружены в бессолевые почвы, предназначенные бесплодных алхимических селекции. Но в алхимическом рецепте живет самостоятельной жизнью словесно-вещественный кентавр, внятно выражая действенно-деловой смысл молитвы и священнодейственный смысл ремесленных процедур по производству вещей.

Приобщение к авторитету соборности, а вместе с этим приобщением растворение во всеобщем субъекте-боге и только таким образом обретение глубочайшей субъективности есть подлинное чаяние мастера, делающего вещь. Подлинное же чаяние послушника есть его собственная земная жизнь, им же осуществленная, но с помощью молитвы и внявшего ей бога. Вещь, созданная послушником, - это праведная жизнь, достойная по смерти райского, блаженного и вечного продолжения. Опять-таки приобщение к собору, но сначала словесным - молитвенным образом. Алхимик - сам себе собор: оратор и оратай, демиург и творец. Богоравный, индивидуально противостоит богу. Он же индивидуально с ним и сопоставлен. Тогда и алхимическое золото, полученное в результате осуществления алхимического рецепта, не есть только воспроизведение природного золота-образца. Оно самоценно и конкурентоспособно. Даже по отношению к своему создателю. Изделие алхимика в пределе может быть отделено от него самого, как, впрочем, и сам алхимик, одновременно оперирующий вещественным словом и словесно оформленной вешью. Но все эти возможности еще предстоит разглядеть в алхимических рецептах.

АЛХИМИЯ, исподволь подтачивающая остов официального средневекового мышления, высвечивает скрытую природу средневекового рецепта. Вот почему обращение к алхимическим реликтам есть не отдаление от средневековья, а приближение к нему.

Принцип алхимического золота - бескачественный и бесформенный принцип; но к предельно конкретный, вещественный. Золото упрятано в шелуху тварного, несовершенного. Столкнувшись с одухотворенно-телесным средневековьем, алхимический «физико-химический» эссенци-ализм осуществляет себя в жестком средневековом рецепте, который в виде запретов как бы воссоздает разрушенную телесность. Имя, оторвавшееся от вещи, странно соседствует с вещью. Эссенция адептов причастна божеству. Может быть, даже заменяет его. Но в ходе своей средневековой жизни она становится субъектно-конкретной, совпадая с бесконечным субъектом - уже не бесформенным, а представляющим, напротив, сверхформу, форму форм. Об этом говорят источники. Роджер Бэкон (XIII в.) в «Умозрительной алхимии» пишет о происхождении металлов и об их естественных началах. Начала металлов суть ртуть и сера… Природа стремится достичь совершенства, то есть золота. Но вследствие различных случайностей, мешающих ее работе, происходит разнообразие металлов… Соответственно чистоте и нечистоте этих двух компонентов - ртути и серы - происходят совершенные и несовершенные металлы: совершенные - золото и серебро и несовершенные - олово, свинец, медь, железо (Морозов, 1909, с. 66). Реальный мир алхимика с самого начала поляризован. Противоположные крайности: несовершенное - совершенное, тварное - несотворенное. «Со берем же с благоговением следующие указания о природе металлов, о их чистоте и нечистоте, о их бедности или богатстве в упомянутых двух началах» (там же).

Далее следует описание всех шести металлов: «Золото есть тело совер шенное…», серебро - «почти совершенное, но ему недостает только немного более веса, постоянства и цвета», олово хотя и чистое, но несовер шенное потому, что оно «немного недопечено и недоварено». Медь и железо и того хуже. Если в первой «слишком много землистых негорючих частиц и нечистого цвета», то в железе «много нечистой серы» (с. 66-69).

Это еще не рецепт. Но такой взгляд на главную алхимическую материю - металлы предполагает стремление открыть бесчисленные руководства к действию. Одновременно и к священнодействию. Иначе говоря, сформулировать рецепты, коими наполнена вся история злато-ееребронскательской алхимии. Все устремлено к цели. Не почему и тем более не как будоражат ум алхимика. Единственный целепола-гатощий вопрос, предопределяющий конечность искания, волнует адепта: зачем? Зачем проводят бессонные, едкие от свинцовой пыли и синие от серного пламени ночи в тесной алхимической лаборатории? Для того, чтобы получить философский камень. Зачем нужен этот камень? Для того, чтобы получить золото или серебро - отделить плевелы от ржи, агнцев от козлищ, несовершенное от совершенного. Зачем нужно золото? и т. д. Одна цель сменяется другой. Менее существенная более существенной. Но всегда целью. Однако целью, готовой тут же по ее достижении стать средством. Средневековое мышление принципиально телеологично. Зато сама нацеленность на результат предполагает рецепт, то есть это сделать. Но это рецептурное - иной, священнодейственной ритуальной природы. С одной стороны, цель -практический итог, с другой - рецепт есть магия, двувектор-ио устремленная к цели: по-земному предметно, возвышенно ритуально. Сама же цель -лишь посох для продвижения по тернистой магической тропе, где каждый шаг рецептур но расчислен.

Жизнь Роджера Бэкона - ярчайший пример единения этих двух ипостасей средневекового духа: рациональной упорядоченности «экспериментирующего» естествоиспытателя и озаренной неуправляемости монаха-францисканца.

Рецептурность пронизывает различные формы мышления, сознания и самосознания человека средних веков. Она, всякий раз видоизменяясь, представляет собой многогранное целостное явление. Остановим внимание на некоторых алхимических рецептах Иоанна Иса ака Голланда (XV-XVI в.) (Hollandus, 1667; ТС, 3, с. 304-514; Гол- ланд, 1787, с. II-III, 4, 6, 13-71, 85, 163, 348, 446-447). Вот рецепт, который называется так: «Простой способ приготовления философского камня аз моча». Он взят из трактата «Камень Урины-»: «Прежде, чем наш камень сделается, то живет уже он; если же его найдешь, то тут же и умрет. Всякий, смотря на него, зажимает нос от его смрада. Он садится по сторонам сосуда, в котором долго находился, и каждый зажимает еще и тут нос от его состава или вонючего воздуха.,.» (ТС, 6, с. 566-568; Голланд, 1787, с.85).

В отличие от описаний металлов у Бэкона, освобождением которых от перчи достигается совершенное золото, здесь, напротив, порча, грязь совпадают с совершенством - богоподобным философским камнем. Заземление есть же и вознесение, достижимое рукотворно. Значит, именно руки адепта и есть помощники, соперники бога в деле преображения. Устремленность к земному в алхимии знаменательна и в известном смысле противостоит собственно средневековью. Вместе с тем в алхимических текстах усматривается и противоположный ход, как-бы Уравновешивающий земную ориентацию адептов. Только-только сквозь голубое небо зачернела земля, вновь - вселенские выси. Яйцо фи лософов (алхимический символ Вселенной) -модель макрокосмоса.

Живое бытие - алхимия - хочет упразднить схему или, по крайней мере, расшатав, подправить ее.

Следует знать, как изготавливается философский камень, называемый нами вечным и совершенным эликсиром, и в чем проявляется его действие. Возьмем, к примеру, огонь и рассмотрим, как он нам представляется и каким образом проявляется его теплота. Огонь добывается с помощью кремня, но этот огонь не проявится, если не придет в соприкосновение с подходящей для этого материей: деревом, трутом, маслом или иными легко воспламеняющимися веществами. И чем больше в него помещают горючих веществ, тем он сильнее. Точно так же и философский камень, или вечный эликсир проявляет свое могущество лишь при соприкосновении с человеческим телом. Если этот камень приготовлен из подходящего вещества и в согласии с принципами философии, он возобновляет и восстанавливает органы жизни, как дерево, брошенное в пламя, оживляет его. Понятно, что материя, или эликсир предохраняющий человеческое тело от всех случайностей вещество сложное Нужно долго работать, чтобы найти истинное вещество, а найдя обращаться с ним бережно и пользоваться осторожно и умеренно. Только тогда это лекарство очистит кровь от вредных элементов и даст здоровье.







Мартин Руланд
Касательно Prima Materia, из «Алхимического лексикона»

Materia Prima et hujus vocabula – Восторг, каковой выказывают философы относительно Божьего Создания, кое зовется Первой Материей, особенно же касается это могущества его и тайны, столь сильно велик, что нарекли они его множеством имен, перебрав едва ли не все возможные названия, ибо не ведали они достойной для него похвалы.


Радциг Броттофер
Коментарий к «Алхимическим Годам» Христиана Розенкрейца

"Присовокупляем ко всему сказанному очень редкий и небольшой труд по нашей вожделенной Алхимии, равно символичный, как и практичный, но по сути практически объясняющий символику. Если вы с ним ранее не были знакомы, то мы думаем, он вам понравится и вы оцените его, а так же и наши усилия по его перепечатке (по нашему заказу нам перевёл его один хороший переводчик-профессионал с французского)."

"Мы даруем вам его, оформите его как хотите и выложите где хотите. Ждём вашей оценки (на благодарность не надеемся)

С уважением,
bodrius"


Василий Валентин
Трактат о микрокосме

О малой Вселенной человеческого тела, о том, что в нем содержится, из чего оно состоит, что дает ему форму и содержание, откуда оно исходит и куда стремится.
Для тех, кто более всего любит мудрость и стремится к ее познанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: