Игры и игровые упражнения для знакомства детей с днями недели. Изучение дней недели

Как помочь ребёнку 5-6 лет запомнить дни недели

Подготовила воспитатель

Рассказ о том, как пальцы помогут запомнить дни недели.

В неделе семь дней. Среди них пять рабочих и два выходных дня. Запомнить рабочие дни помогут пять пальцев на руке.

Первый пальчик на руке – понедельник. Он называется так, потому что идёт после недели.

Второй пальчик – вторник.

Третий пальчик – среда, потому что находится посередине.

Четвёртый пальчик – четверг.

Пятый пальчик – пятница.

Выходные дни надо просто запомнить, ни с чем не связывая, – суббота, воскресенье.

Разучивая с ребёнком стихи, вы также поможете ему запомнить дни недели

Мирта Агирре

«Неделя»

1-2, 1-2, 1-2-3 вслед за мною говори.

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду.

А в четверг и пятницу

Дрожки к дому катятся.

За субботой воскресенье –

В этот день пекут печенье.

1-2, 1-2, 1-2-3 всю считалку повтори.

Как запомнить дни недели

Подскажите-ка нам, звери,

Как запомнить дни недели.

Первый – понедельник,

А за ним приходит вторник,

Соловей-разбойник.

За вторником – среда,

Лисичкина еда.

За средой – четверг,

Волк глазами сверк!

За четвергом к нам пятница

Колобком прикатится.

За пятницей – суббота,

Баня у енота.

За субботой – воскресенье,

Целый день у нас веселье!

Кто не знает – выходи!

Кто не знает – тот води!

Новая столовая.

З. Александрова.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний Путешественник – скворец.

Вот и песенке конец.

Моя неделя

Л. Виноградов

Сколько дней в неделе?

Всем известно это?

В понедельник я построил

Дом и крепость из песка.

И шагали ровным строем

Мимо крепости войска.

Потрудился я во вторник,

Прямо выбился из сил:

Расчищал дорожку дворник,

Я за ним метлу носил.

Ну, а в среду, ну, а в среду

Ездил я в деревню к деду.

Вместе рыбу мы ловили,

Вместе не поймали,

Вместе змея мастерили,

Вместе запускали.

А в четверг я рисовал

И щенка дрессировал,

Потому что за окном

Грохотал сердитый гром.

Таня в новом платьице,

Танин праздник в пятницу,

Я кораблик смастерил

И сестрёнке подарил.

Я открою вам секрет:

Нашей Тане восемь лет!

Вышел я во двор в субботу

И нашёл себе работу.

Я полил цветы и грядки…

Ну, теперь уж всё в порядке!

Обезьяны, тигры, ламы

И пятнистый леопард…

В воскресенье вместе с мамой

Мы ходили в зоопарк…

Поздно. Вечер. Я в постели.

Мне давно уж спать пора.

Вот и кончилась неделя.

Завтра – новая. Ура!

Дни недели

П. Башмаков

В понедельник – мандарин,

А во вторник – апельсин,

В среду – шоколад,

В четверг – мармелад,

В субботу – печенье,

В воскресенье – варенье.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Игры, которые помогут вашему ребёнку запомнить дни недели

1. Возьмите мяч и обратитесь к ребёнку со словами:

(имя ребёнка),

Ты ведь знаешь дни недели? (Да)

Посчитай-ка их живей!

Если в счёте не собьёшься –

Ровно семь получишь дней.

Бросьте ребёнку мяч. Ребёнок должен назвать дни недели и вернуть вам мяч с теми же словами, с которыми вы обращались к нему.

2. «Доскажи словечко»

Емелина неделя

В. Степанов

Начинается неделя,

Говорит друзьям Емеля:

То проспал бы … (понедельник)

А за ним и … (вторник) тоже,

Но такого быть не может.

Я люблю свою работу,

Отдыхать начну в … (субботу) .

3. «Мяч по кругу»

Играющие стоят в кругу. Водящий называет день недели и передаёт мяч рядом стоящему игроку, тот называет следующий день недели и снова передаёт мяч и т. д.

Используйте забавные, знакомые ребенку песни, чтобы обучить его дням недели. Существует множество хороших песенных пародий, где дни недели переложены на знакомый мотив, чтобы из было проще запомнить. Поищите примеры песен на русском языке в интернете или на сайте Youtube.

  • Пение хорошо для запоминания, потому что мозгу проще впитать знакомый мотив. Кроме того, каждую песню, по сути, можно напевать где угодно, что дает ребенку больше времени потренироваться и выучить необходимые понятия.
  • Согласно экспертам, пение не только высвобождает эндорфины (гормоны счастья), но и укрепляет способность запоминать информацию и развивает мозг, заставляя его совершать несколько действий одновременно.
  • Словом, пение делает вас счастливее и умнее. Так что, это отличный способ научить ребенка дням недели. Вы даже можете упражняться в знаниях и петь песни в машине по пути в школу или когда будете заниматься делами.

Позвольте ребенку составить собственный календарь. Еще один хороший способ обучить ребенка дням недели – показать ему календарь и попросить перечислить названия вместе с вами. Затем на пустой странице календаря помогите ребенку создать новый вариант.

  • Попросите ребенка рассказать, что происходит каждый день недели. Например, если он ходит на занятия для дошкольников всего три раза в неделю, он может сказать: “В понедельник я хожу на занятия” и так далее. Позвольте ребенку использовать вырезанные из журнала картинки или подходящие стикеры, чтобы “отметить” каждый день недели для лучшего запоминания.
  • На понедельнике, среде и пятнице может быть картинка или наклейка со зданием школы или развивающего центра, а на вторнике и четверге – те занятия, которые у ребенка ассоциируются с этим днем. На субботе может быть картинка супермаркета или семейной встречи, а на воскресенье, например, церковь.
  • Создайте арт-проект с днями недели. Еще одна забавная идея для поделки – создание игрушки-червячка с днями недели. В начале ребенок сделает восемь кругов.

    • Первый круг – это голова игрушки, туда можно приделать глаза, рот, нос и друге черты лица, которые захочет добавить ребенок.
    • Каждый из кругов будет назван днем недели, и, опять же, ребенок может добавить любой символ, который ассоциируется с этим днем – школа, семья и прочее.
  • Используйте книги с картинками. Попробуйте найти книгу с картинками, которая посвящена дням недели, и прочитайте ребенку. Если ребенок умеет читать, попросите его зачитать самостоятельно или даже попробовать объяснить изображения и события.

  • Обучите дням недели при помощи скакалки или классиков. Прыжки на скакалке или игра в классики в сопровождении песни может быть неплохим способом научить ребенка дням недели. Когда он будет скакать или прыгать, он может напевать:

    • “П – понедельник, повернись, В – это вторник, коснись земли, С – как среда, прыгай ввысь, Ч – как четверг, неба коснись, П – это пятница, скажем УРА! С – как суббота, играть пора, В – воскресенье, хлопнем в ладошки, ну а теперь повторим все немножко!”.
    • Таким же образом ребенок может играть в классики. Нарисуйте 7 квадратов, каждый обозначает день недели. Прыгая с квадрата на квадрат ребенок может напевать.
  • Для ребенка младшего дошкольного возраста такие понятия как дни недли даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя назвать их цвет). Но пользоваться, уметь оперировать такими простыми (для взрослых) понятиями весьма удобно.

    В понедельник мы идем к врачу, в пятницу ты отправишься к бабушке в гости, а в воскресенье к нам придут гости... согласитесь, если не знать, что это такое, очень сложно ориентироваться и понять маму.

    Для того, чтобы обучение стало легким и интересным процессом предлагаем Вам несколько вариантов изучения дней недели с ребенком младшего школьного возраста:

    1. Выучите несколько стихов: вы не только в очередной раз укрепите формирующуюся память, но и зафиксируете последовательность дней недели в игровой форме.

    Мишка утром в понедельник Заглянул в душистый ельник Муравьишке этим днем он помог построить дом А во вторник дождик лил Мишка к волку заходил С ним не виделись давно и сыграли в домино В среду Мишка к рыжей белке Заглянул на посиделки Вместе книжку почитали и орехи пощелкали А в четверг проснулся мишка и к бобру пошел на стрижку сделал модную прическу и купил себе расческу В пятницу с прической новой мишка в бор пошел сосновый вместе с зайцем был он рад там собрать ведро маслят А в погожую субботу Мишка наш пошел к болоту повстречался с лягушонком угостил его масленком в день последний - воскресенье мишка наварил варенья всех друзей позвал на пир даже птичек не забыл Друг за другом пролетели семь веселых дней недели мишка все успел всем друзьям помочь сумел.

    стихи будут представлены ниже

    2. Составьте рукописный вариант календаря только на неделю, добавляйте каждый день по листочку (или отмечайте галочкой, если лист цельный), так ребенок сможет "потрогать" дни недели. Он поймет деление - новый день - новое название. Листайте такой календарь в тчение нескольких недель, чтобы малыш понял последовательность. Можно записывать или приклеивать фотографии пройденного дня, или запоминающихся событий.

    возможный вариант календаря на неделю.

    Подскажите-ка нам звери
    Как запомнить дни недели
    Первый-понедельник
    Зайка-рукодельник!
    За ним приходит вторник
    Соловей-задорник.
    За вторником-среда
    Лисичкина еда.
    За средой четверг
    Волк глазами сверк.
    За четвергом к нам пятница
    Колобком прикатится.
    За пятницой - суббота
    Баня у енота.
    За субботой воскресенье
    Целый день у нас веселье.

    Неделя

    Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
    Работяга, не бездельник.
    Он неделю открывает
    Всех трудиться заставляет.
    ВТОРНИК следует за братом
    У него идей богато,
    Он за все береться смело
    И работа закипела.
    Вот и средняя сестрица
    Не пристало ей лениться,
    А зовут её СРЕДА,
    Мастерица хоть куда.
    Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
    Он мечтательный чудак
    Повернул к концу недели
    И тянулся еле еле.
    ПЯТНИЦА - сестра сумела
    Побытрей закончить закончить дело.
    Если делаешь успехи,
    Время есть и для потехи.

    Предпоследний брат СУББОТА
    Не выходит на работу.
    Шалопай и озорник
    Он работать не привык.
    У него другой талант -
    Он поэт и музыкант,
    Да не столяр и не плотник,
    Путешественник, охотник.
    В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,
    Очень любит угощение.
    Это самый младший брат,
    К Вам зайти он будет рад.
    Семь их ровно посмотри.
    Всех запомнил? Повтори.

    С. Михалков

    Каков Емеля, такова и неделя
    Мы спросили у Емели:
    -Назови нам дни недели.
    Стал Емеля вспоминать.
    Стал Емеля Называть.
    - Дядька крикнул мне "бездельник" -
    Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
    На забор я лез, и дворник
    Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
    В СРЕДУ я ловил жука
    И свалился с чердака.
    Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами
    И застрял под воротами.
    В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -
    Изорвал себе рубаху.
    А в СУББОТУ - вот потеха! -
    На свинье верхом поехал.
    В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -
    На мосту сидел, дремал.
    Да с моста свалился в реку.
    Не везёт же человеку!
    Так у нашего Емели
    Дни недели пролетели.

    Куда девался понедельник
    -Где бездельник Понедельник?-
    Спрашивает Вторник.
    -Понедельник - не бездельник,
    Никакой он не бездельник,
    Он отличный дворник.
    Он для повара Среды
    Притащил бадью воды.
    Кочегару Четвергу
    Смастерил он кочергу.
    Но приходила Пятница
    Скромница, опрятница.
    Он оставил всю работу
    И поехал с ней в Субботу
    К Воскресенью на обед.
    Передал тебе
    Привет.

    Среди дней любой недели
    Первым будет понедельник.
    День второй за ним пошел,
    Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда...
    Третий день всегда среда.
    Он четвертый там и тут,
    Этот день четверг зовут.

    В череде рабочих дней
    Пятый пятница теперь.
    Вся закончена работа
    День шестой всегда суббота.

    День седьмой?
    Его мы знаем:
    Воскресенье, - отдыхаем!

    Абстрактное мышление у дошкольников только начинает формироваться, им сложно понять и запомнить то, что нельзя взять в руки, потрогать или увидеть. Научить ребенка месяцам, дням недели и временам года сложно, но при правильном подходе, можно это сделать задолго до школы. Все, что связано с понятием времени, малыши в силах освоить и запомнить.

    neposed.net

    Первое, с чем стоит разобраться, это времена года. Начинать изучение можно с 3-х лет и даже раньше. В 4 года ребенок уже неоднократно наблюдал за свою жизнь смену сезонов и вполне можно опереться на его жизненный опыт. Дальше помогут пособия, картинки, тематические мультфильмы и наблюдения за природой и деятельностью людей. О том, мы уже писали, озвучим некоторые общие правила:

    • Не нагружайте ребенка длинными предложениями и большим объемом новой информации.

    Достаточно 2-3 предложения, которые ярко описывают то или иное время года.

    • Не рассказывайте обо всех 4-х временах года одновременно.

    Один день — одна пора года. Лучше несколько раз в день вернуться к этой теме, чем полчаса «вдалбливать» всю информацию маленькому любознательному Почемучке.

    • Ребенку должно быть интересно.

    Если вы видите, что малыш вертится, смотрит по сторонам и отвлекается — не настаивайте, отложите картинки и разговоры для более удобного случая. Толку все равно не будет, вы только будете нервничать и раздражаться.

    • На момент занятия у ребенка не должно быть никаких физиологических потребностей.

    Ребенок должен быть сыт, не должен хотеть в туалет или спать и п.т.

    Как научить ребенка месяцам года?

    У каждого свой темп усвоения информации, но в среднем, пятилетний ребенок уже вполне готов к изучению месяцев, правильному произношению названий и запоминанию последовательности.

    • Подберите обучающие мультфильмы про времена года — это поможет с пользой провести время у экрана.

    Очень удачная, на наш взгляд, серия «Времена года с тетушкой Совой». Уроки тетушки Совы в простой и доступной форме легко и быстро научат ребенка различать времена года. Про каждый месяц в мультфильмах есть стихотворение, информация о погоде, о том, какой образ жизни ведут разные животные в это время и какие изменения происходят с растениями. Тетушка Сова рассказывает о разных видах отдыха и развлечений, которые популярны в том или ином месяце, и знакомит с полезными приметами, которые помогают предсказывать погоду.

    Посмотрев уроки, ваш малыш легко запомнит последовательность месяцев в году, получит представление о различных природных явлениях и их причинах.

    • Развивающие пособия по временам года и месяцам.

    Сейчас можно найти много интересных книг и готовых пособий для обучения детей, они помогут вашему малышу запомнить последовательность времен года и месяцев.

    blogspot.com

    Обучающие пособия и игры можно сделать своими руками.

    www.maam.ru

    detsad-kitty.ru

    • Раскраски.

    Тематические раскраски помогут выучить правильную последовательность месяцев года и запомнить, какие месяцы к какому сезону относятся и в каком порядке сменяют друг друга. Рисуя, малыш будет тренировать моторику и зрительно-моторную координацию. Цвета, выбранные для того или иного сезона, помогут создать зрительный образ и облегчат запоминание месяцев.

    Бесплатно скачать раскраски по месяцам можно

    • Календарь.

    Еще один очень эффективный способ легко запомнить названия месяцев, это сделать собственный календарь. На листе бумаги расчертите сетку, соответствующую количеству дней в текущем месяце. Вместе с ребенком отметьте, какие события на какие даты этого месяца у вас запланированы. Например, у кого-то день рождения, в какой-то день вы всей семьей идете в кино или на детское мероприятие и т.п. Если малыш уже умеет писать самостоятельно, пусть сам пронумерует дни, если нет — помогите ему сделать это. Предложите нарисовать тематическую картинку, отражающую то, что происходит в природе в этот месяц.

    Постепенно вы сделаете календарь на все 12 месяцев. Малыш будет горд и счастлив! Благодаря выполнению такого задания ребенок расширит кругозор, разовьет навыки счета и мелкой моторики, быстрее запомнит месяца.

    Как научить ребенка дням недели?

    «Среда», «понедельник» и т.д. — для ребенка это совершенно абстрактные понятия, пока вы не придумаете для них собственные ассоциации и не соотнесете с важными и значимыми для жизни конкретного малыша событиями. Так, ребенку будет гораздо легче запомнить названия дней недели и их последовательность.

    • Повесьте в комнате малыша календарь с «окошком».

    Пусть ребенок самостоятельно передвигает ползунок, а вы называйте, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой наступит завтра. Понятия «сегодня», «вчера», «завтра» очень важны для установления и понимания временных связей, последовательности событий и явлений.

    • Сделать вместе с малышом перекидной календарь.

    Перелистывая каждый день календарь, нужно озвучивать название дня недели, обсуждать планы на день. Вечером можно вернуться к календарю и вспомнить, какой день был вчера и какой день наступит завтра.

    • Сделайте календарь в форме часов.

    Пусть ребенок каждый день переставляет стрелку и проговаривает название дня недели.

    docplayer.ru

    • Поиграйте в поезд.

    Сделайте из картона или сшейте из фетра паровозик, в котором каждый вагон будет определенным днем недели. Объясните ребенку, что нельзя вагончик-вторник поставить за вагончиком-пятницей. Лучше всего придумать разные крепления для вагончиков, тогда малыш просто физически не сможет «пристегнуть» вагоны неправильно. Например, понедельник пристегивается ко вторнику пуговицей, вторник к среде — кнопкой, среда к четвергу – шнурком и так далее.

    i.mycdn.me

    • Привяжите каждый день недели к каким-то конкретным событиям.

    Например, в понедельник мы идем в садик. И все остальные дни включая пятницу мы тоже туда ходим. Затем, наступает суббота — выходной. Мы будем печь печенье и поедем в гости к бабушке. После субботы наступит воскресенье. Наш второй выходной. Мы пойдем всей семьей в театр. Придумайте события и мероприятия, которые вы будете повторять еженедельно в определенные дни недели.

    • Расскажите ребенку, что в названиях дней недели спрятались подсказки.

    Среда так называется, потому, что находится в самой середине недели, четверг – четвертый по счету день недели, пятница идет пятой и т. д. Усвоив это, ребенок быстрее запомнит очередность дней недели.

    • Для закрепления используйте стихи и загадки, считалочки и пр.

    Вот неделька, в ней семь дней.
    Поскорей знакомься с ней.
    Первый день по всем неделькам
    Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
    ВТОРНИК — это день второй,
    Он стоит перед средой.
    Серединочка — СРЕДА
    Третьим днем всегда была.
    А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
    Шапку носит набекрень.
    Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
    Очень модная девица.
    А в СУББОТУ, день шестой,
    Отдыхаем всей гурьбой.
    И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
    Назначаем днем веселья.

    Протянулся мост на семь верст,
    А в конце моста золотая верста. (Неделя)

    • Придумайте игру или сказку, где должно быть 7 разных героев или ситуаций.

    Сюжет нужно продумать таким образом, чтобы все происходило последовательно, чтобы невозможно было поменять местами события без ущерба для судьбы героев.

    www.maam.ru

    Превратите скучный процесс обучения в увлекательную игру — и ребенок запомнит месяцы и дни недели на раз-два-три! Вы будете гордиться тем, какой умный у вас малыш, а сам ребенок получит от процесса обучения удовольствие и так необходимую в дальнейшем мотивацию на получение новых знаний.

    Уважаемые читатели! Обязательно расскажите в комментариях, как вы учите детей запоминать месяцы и дни недели, поделитесь фотографиями ваших развивающих пособий.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: