Физиологические особенности ребенка 5 6 лет. Анатомо-физиологические особенности детей

Под возрастными особенностями подразумевают психологические и физиологические стадии развития детей. Возраст определяется календарно и биологически (по степени зрелости). Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Физическое и умственное развитие непосредственно связано с возрастом ребенка.

Визуально это заметно по:

  • увеличению роста;
  • укреплению костно-мышечного аппарата;
  • приобретению ловкости в движениях, работе.

Это чувствуется в нарастающей способности запоминать и к месту использовать практические и теоретические знания, проявлять мудрость, прозорливость. Дети редко укладываются в классическую схему развития, поэтому очень важно уделять внимание каждому возрастному периоду.

Специалисты выделяют несколько этапов:

Этап Возраст, год
младенческий 0-1
ранний 1-3
дошкольный 3-5
младший школьный 6-11
средний школьный 12-15
старший школьный 16-18

Каждая последующая стадия развития отличается от предыдущей по интенсивности и качественным характеристикам изменений, а на стыке некоторых из них приходится пересекать так называемые «кризисные границы».

Если родителям и педагогам удается удержать ребенка от нежелательных отклонений, обогатить душевно, натренировать физически, значит, человеческое сообщество получит социально адаптированную личность.

Ребенок будет воспитан человеком, который:

  • ценит личную свободу и свободу других людей;
  • способен к гуманному управлению своей жизнью и влиянию на жизнь других;
  • здоровый в биологическом и душевном плане.

Возрастные особенности у детей

Уже с грудного периода ребенок проявляет мыслительные способности:

  • запоминает всех, с кем непосредственно контактирует;
  • знает свои игрушки и понимает, что получил новые;
  • различает значение часто слышимых слов;
  • с интересом воспринимает окружающий мир.

В процессе жизни ребенок обретает способность к обучению «по программе», но сначала его мозг впитывает только то, что может понять и что вызывает интерес. Попытки разными способами дать несмышленому уму хотя бы зачаточные представления о «взрослых» науках (физика, химия, высшая математика) потерпели фиаско, может быть за исключением особо одаренных детей.

Большинство педагогов считают такое форсирование не только не нужным, но и опасным для психики.

Специалисты по детской психологии, такие как Эльконин, Коменский, Шванцара, Левитов, создали серьезные труды в области периодизации развития. Основная мысль сводится к аксиоме: существуют этапы в биологическом созревании организма, нервной системы и психики. В непосредственной связи с ними прибывают силы для нового познания, глубокого понимания.

Ребенок – новичок в мире взрослых. Он может терпеливо выслушивать сложные понятия, запоминать научные термины, различную информацию. Но есть обоснованный риск, что малыш не только будет интерпретировать их в меру своего понимания, но будет испытывать тревогу и даже страх перед непонятным, как это было присуще неграмотным предкам человека.

При этом оказался возможным такой феномен, как необычайно легкое овладение маленькими детьми компьютерной техники. Обучение и развлечения цифрового характера ускорили и расширили информационную загрузку мозга.

Но возможности ребенка не беспредельны. Если жестко не ограничивать время общения с компьютером, не фильтровать информационный поток, могут пострадать физическое и психическое здоровье.

Психологические

Возрастные особенности детей проявляются в психических аспектах:

  • душевное самочувствие, степень внутренней комфортности;
  • настроение;
  • воздействие положительных факторов (поощрений) и неодобрительных (порицаний, указаний).

В условиях повседневности эти аспекты влияют на развитие совокупно. Задача родителей, педагогов, окружающих не «перегибать палку» ни в одну, ни в другую сторону.

Важно учитывать, что ребенок только накапливает жизненные ценности и представления.

Он испытывает не только положительное, но и отрицательное, а нередко откровенно агрессивное влияние. Дом, улица, школа порождают характерные и индивидуальные особенности возраста.

Характерность выражается в пребывании психики в текущей ситуации – здесь и сейчас. Сознание малыша не видит будущего, не опирается на прошлое. Главным для него является то, что он в данный момент видит, слышит, осязает.

Малыш способен горько оплакивать сломанную кем-то его игрушку, но сам может кинуть на пол, например, электронное устройство, дорогую машинку, не переживая за их целостность.

Ребенок еще не умеет мыслить, он поддается ситуативному восприятию, которое диктует сиюминутные реакции:

  • радость;
  • огорчение;
  • живое и жгучее любопытство к предметам, вещам, людям, животным, растениям;
  • опасение, страх перед непривычной обстановкой;
  • эмоциональные всплески.

Маленький ребенок в большей степени живет по законам Природы, чем взрослый. Память не в состоянии сохранить отчетливые воспоминания о раннем детстве, за исключением того, что произвело на сознание потрясающий эффект.

Этот фактор становится причиной, по которой взрослый хомо сапиенс, отягощенный знаниями и опытом, в большинстве случаев не понимает своего ребенка, поражается его «странным» поступкам, порицает за что-либо вполне естественное и исчезающее само собой по мере подрастания.

Корректировке, направлению подлежат не единичные поступки, а повторяющиеся, грозящие перейти в устойчивую привычку.

Еще одна особенность – малыши быстро теряют интерес к одному в пользу другого. Поиграв кубиками, конструктором, они тут же начинают бегать, прыгать, а через полчаса настаивают на проявлении внимания со стороны родителей. Это говорит о гибкости, открытости сознания всему, что окружает.

Стремление к частой смене объекта интереса уживается с тягой к постоянству в том, что касается привычной обстановки, хорошо знакомых людей, устоявшегося меню, гардероба.

При неожиданных изменениях эта особенность становится причиной упрямства, сопротивления, слез, истерик.

Взрослым тут нужно действовать мягко, с пониманием того, что для малыша важна предсказуемость событий.Только в привычных условиях он чувствует себя уверенным, защищенным. Ребенок хочет не один десяток раз получить удовольствие от мультфильма, книжки, которые взрослым надоели до зубовного скрежета.

Малышу не столько важен сам сюжет, как то, что он знает содержание, узнает героев, помнит их реплики. Это вызывает у него яркие эмоции, гордость от своей компетентности, душевную комфортность. Для ребенка очень важно быть сытым, ухоженным, уверенным в близких, удовлетворенным своей деятельностью. Тогда он спокоен, счастлив, радостно активен.

Физиологические развитие

Возрастные особенности детей со стороны физиологии тесно связаны с умственным развитием, но у каждого они развиваются собственными темпами, поэтому у разных детей показатели и соотношение этих величин разное.

Рост и вес

Для наблюдения за естественными изменениями организма проводятся ежегодные измерения роста и массы тела. В таблице приведены показатели первых 10 лет жизни, признанные нормой.

Возраст Вес, кг Рост, см
новорожденный 3,3 50
3 мес. 5,3 60
7 мес. 7,2 66
9 мес. 8,8 71
1 год 10 75
2 12,8 84
3 15,8 91
4 17 98
5 лет 18,7 104
6 2,3 109
7 22,1 116
8 24,7 121
9 27,2 126
10 30,2 130

Увеличение происходит волнообразно – то убыстряется рост, то заметно прибавляется вес:

  • I округление тела – 1-4 года;
  • I вытягивание – 5-7 лет;
  • II округление – 8-10 лет;
  • II вытягивание – 11-16 лет;
  • III округление (период созревания) – 16 лет и продолжается до 20.

Пропорциональность

Наблюдается несоразмерность разных частей тела:

  • у младенца голова размером 1/4 часть от всего тела;
  • в 2 года – 1/5;
  • в 6 лет – 1/6;
  • в 12 – 1/7;
  • в 15 — 2/15;
  • для сравнения у взрослого – 1/8.

Подростков отличают длинные конечности, узкая неразвитая грудная клетка.

Кости и мышцы

В первые годы жизни значительные изменения претерпевает костно-мышечный аппарат:

  • утончается внешняя компактная ткань, формирующая корковый, плотный слой костей;
  • увеличивается объем губчатого вещества, делающего внутреннюю костную структуру легкой, пластичной.

Хотя к 7 годам их соотношение сравнивается, в скелете остается еще много хрящевой ткани, поэтому в целом костный аппарат непрочный. Мышцы растут больше в длину, особенно интенсивно у подростков, когда быстро вытягивается тело.

С началом двигательной активности меняется белковый состав мускулов, что делает возможным целенаправленное, но дозированное накачивание всех групп. Но у ребенка быстрая физическая утомляемость. Скелет человека основательно укрепляется к 24-м годам, а мышцы – примерно к 30.

Дошкольники и школьники должны быть под контролем взрослых в плане:

  • разумного веса ранца с книгами;
  • правильного положения позвоночника;
  • ограничения длительного сидения;
  • избегания гиподинамии.

Сердечнососудистая и дыхательная системы

В детском возрасте высока потребность в кислороде. При значительно меньшей, чем у взрослого, амплитуде поднятия грудной клетки, воздуха через легкие прокачивается столько же. Например, у младенцев частота дыхания более чем в 3 раза, а ЧСС в 2 раза превышает норму взрослых.

Сосуды более расширены и давление крови ниже, например:

  • в 3 года – 78 ед.;
  • в 7 лет – 88;
  • в 27 – 114.

Пульс может резко менять частоту под влиянием мышечной, эмоциональной нагрузки. Эти особенности требуют постоянной заботы о притоке в помещение чистого воздуха, о регулярных прогулках, играх под открытым небом. В противном случае замедляется физический и умственный прогресс.

Зубы

Прорезывание и смена зубов – один из важных моментов клеточного построения желудка, пищеварения в целом. Первые зубы режутся в 6-8 месяцев, все 20 единиц молочного ряда выходят на границе 2 и 3 годов.

В 5 лет начинается смена на постоянные, а к 15-17 годам у подростка уже 28 настоящих зубов.

Питание

Растущий организм в условиях активной подвижности и большой теплоотдачи требует усиленного сбалансированного рациона. Хотя ребенок есть меньше, но в пересчете на кг веса объем продуктов получается больший, чем у взрослого. Состав пищи также специфический.

Больше всего белков (строительного материала):

  • на 1 году– 4 г/кг веса (вчетверо больше от взрослой нормы);
  • 2-5 лет – 3,5;
  • 12-15 – 2,5;
  • 15-17 – 2.

Кроме этого необходимы жировая, углеводная, кальциевая, фосфорная, витаминная составляющие, достаточный объем чистой воды.

Мозг и ЦНС

Масса полушарий к 9 мес. удваивается, к 3 годам утраивается, а к 10-12 достигает полной величины. Дальше растет только лицевая зона. Постепенно меняется реактивность мозга и ЦНС.

Если у малыша процессы возбуждения и торможения неустойчивы, то в младшем школьном возрасте наблюдается избирательность в их проявлении. Этому способствует формирование сдерживающей, самоограничивающей способности мозга, ЦНС. У старших школьников заметно аналитическое и синтетическое усовершенствование нервной деятельности.

Железы внутренней секреции

Деятельность зобной, щитовидной, надпочечниковой, половых желез и гипофиза мозга непосредственно влияют на формирование отдельных частей , систем жизнедеятельности организма в целом:

  • на рост;
  • взаимосвязь всех процессов синтеза (ассимиляцию);
  • развитие органов, мозга;
  • прорезывание зубов;
  • интенсивность обмена веществ;
  • мышечные функции;
  • работу нервной сети;
  • устойчивость психики;
  • развитие половых признаков.

При нарушениях в работе хотя бы 1 железы в организме происходит серьезный дисбаланс, например, возникают проблемы с ходьбой, искажаются пропорции, ослабевает метаболизм, не повышается уровень интеллекта.

Индивидуальные черты характера у детей

Уникальность человека проявляется уже с раннего возраста, когда ребенок четко очерчивает себя, как отдельный элемент в мире вокруг себя.

Это единство:

  • наследственного психотипа (быстрый, деятельный или спокойный, неинициативный);
  • природных физических возможностей;
  • склонностей, талантов.

Признание, умелое направление индивидуальных особенностей в правильное русло помогает состояться неординарной взрослой личности, избежать закомплексованности и самоедства.

Восприятие пространства детьми в разном возрасте

У младенцев 4-5 недель уже есть способность задерживать взгляд на предмете, отстраненном на 1-1,5 м. В 2-4 мес. они могут перемещать свой фокус следом за движущимися объектами на удалении 4-7 м. К 5 мес. переходят от толчкообразного к плавному перенесению взгляда. К 10 мес. ребенок научается более сложному освоению пространства – движением головы, затем корпуса синхронно с глазами.

Не удалось установить, когда именно простое слежение переходит в осознанный поиск предмета, но доказано, что движение объекта стимулирует перемещение взгляда, его фокусировку в перспективу.

Для ребенка постарше понятие пространства касается своей отдельной комнаты или хотя бы уголка. Специалисты пришли к выводу, что пребывание наедине с собой помогает «разложиться по полочкам» полученной информации, впечатлениям. Ребенок чувствует себя хозяином на личной территории, это придает ему значимости в своих глазах, повышает самооценку в коллективе.

Нехватка и отсутствие личного пространства, или некорректное вторжение расцениваются детьми как выражение недоверия к ним, тягостный тотальный контроль. Как следствие происходят вспышки раздражения, агрессии либо возникает замкнутость.

Но бывает так, что дошкольник или школьник не стремиться к общению с ровесниками, все свободное время проводит в уединении. Нужно деликатно выяснить причины такого поведения, проконсультироваться у детского психолога.

Описание особенностей у детей зависимо от возраста

Границы детства и юности разнятся в зависимости от:

  • страны;
  • культуры;
  • социального уклада.

В России официальный детский возраст начинается с рождения и длится до 15 лет, подростковый (половое созревание) – с 15 до 18 лет, то есть до совершеннолетия. Оба периода имеют свои характерные черты и потребности.

Кризис новорожденных

Этап младенчества обозначили последним из всех и решили, что это будет первый год жизни.

Кризис новорожденных (цепь изменений) заключается в следующем:

  • переход из материнского организма во внешнюю среду;
  • перестройка на индивидуальное питание;
  • начало развития высшей нервной деятельности (рефлексов).

Природа наделила только что родившегося грудничка 3-мя безусловными рефлексами:

  • сосательный;
  • оборонительный в виде крика;
  • ориентирный – поворот на голос, источник света.

Достаточно быстро появляются условные рефлексы.

Если в первые недели наблюдаются неупорядоченные, нескоординированные дергания конечностей, глаз, движение происходит всем телом с согнутыми ногами, крик не сопровождается слезами, то с конца I мес. до начала IV глаза уже умеют следить, на звук поворачивается только голова, появляются слезы, улыбка, пусть слабое, но внимание к окружающему.

С 4 мес. младенец начинает хватать, самостоятельно подниматься, чтобы сесть, демонстрирует узнавание. На 7-8 мес. ноги могут удерживать тело стоя, а мозг понимает, запоминает слова.

К концу года большинство малышей свободно ходят, произносят к месту отдельные слова. Специалисты уверены, что восприятие в этот период богатое, обгоняющее двигательные функции, а самая развитая чувствительность – кожная. Именно на тактильной (контактной) основе формируется большинство рефлексов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

2-й год отличается:

  • прорезыванием всех молочных зубов;
  • повышением возможностей пищеварения;
  • интенсивным ростом;
  • активным развитием органов, двигательного аппарата.

Быстро возникающие условные рефлексы непрочны и так будет продолжаться до 5 лет. Развитие рецептивного (на слух) восприятия речи опережает разговорные возможности.

К 3-му году словарный запас намного увеличивается, приходит умение правильно выстраивать фразы, вкладывать в слова конкретный и обобщающий смысл (стул вообще, собака вообще), понимать назначение предметов (платье надевать, из тарелки кушать).

На 3-м году малыш учится строить отношения с детьми и взрослыми. Он стремится к самостоятельности, поэтому освобождается от опеки упорным настаиванием на своем. Это сигнал родителям, что пора дать немного свободы. Укрепление мышечного, дыхательного аппарата повышает потребность много бегать, прыгать.

Нужно давать возможность ребенку израсходовать энергию, иначе наступает перевозбуждение, ухудшаются сон и аппетит, усиливается капризность. Одновременно с этим нельзя допускать переутомления. Разумный выход – периодически устраивать отдых с чтением, мультфильмами, рисованием, спокойными занятиями пазлами, конструктором.

На стыке 3 и 4 лет происходит свой кризис – переход к новой ступени психического развития, которое будет содействовать хорошей адаптации.

Подготовка к школе (3 – 5 лет)

Возрастных особенностей в дошкольном периоде меньше, но они более глубокие. Дети 3-го года отличаются непроизвольным типом внимания, памяти, мышления. Сфера познания еще остается ситуативной, то есть касается того, что попадает в глаза в текущий момент.

Но при этом обогатившаяся речь дает новое понимание сути вещей, делает общение более разнообразным. Их эмоциональный фон неустойчив, требуется психологический комфорт.

Дети 3-5 лет посещают детский сад, чтобы получить углубленный социальный опыт, научиться уживаться в тесном сообществе себе подобных, получить знания в рамках подготовки к школе.

Работа в дошкольных учреждениях построена с учетом возрастающих возможностей малышей:

  • игры переходят от просто развлекательных к обучающим;
  • несложные приемы развития памяти представляют собой запоминание букв, цифр, новых слов на своем и других языках;
  • рисование, пение, декламирование, танцы вводят в творческий мир;
  • веселые спортивные состязания укрепляют здоровье, самооценку.

В этом возрасте родители могут помочь открытию яркого природного дара. Для этого есть много школ раннего развития, кружков, спортзалов.

Дошкольный возраст отмечен бурной фантазией, тесно переплетенной с реальностью. Дети искренне верят в то, что сами выдумали и преподносят это как действительное. Прежде чем отругать малыша за «ложь», нужно понять, что направило его мысли к неправде или нежелательному поступку. Нередко над конфликтной ситуацией остается только вместе посмеяться и мирно договориться на будущее как себя вести.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

В этом периоде органы, кроме половых, уже полностью структурированы и далее будут только подрастать, совершенствовать внутреннюю взаимосвязь. Это касается и мозга. К 8-9 годам анатомическое формирование полушарий заканчивается.

Улучшается проводимость нейросигналов, смягчается спонтанное возбуждение нервных центров за счет усиления торможения. Если раньше разыгравшегося малыша было трудно угомонить, то теперь мышцы и нервы быстрее переходят из активности в покой.


Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Благодаря полноценной работе двигательной зоны мозга улучшается координация. 6-7-летний школьник твердо умеет бегать, прыгать, лазать, ловить, бросать. Он легко овладевает лыжами, беговыми, фигурными, роликовыми коньками, велосипедом.

В школе ребенок быстро приспосабливается к точной работе мелкими мышцами – письмо, рисование, вырезание, склеивание, завязывание узлов.

Младшие школьники, несмотря на высокую двигательную активность, затрачивают почти наполовину меньше энергии из основного обмена веществ, чем взрослый. При этом кровоснабжение всех тканей в 2 раза больше.

На первый взгляд ребенок способен часами неутомимо бегать. Это ошибочное впечатление. В начальном школьном периоде размер сердца отстает от размера сосудов. Со временем они достигнут взаимобаланса, но до 11-12 лет сильное напряжение сердечной мышцы вызывает аритмии, грозит истощением.

Мышцы спины, скелетные кости еще не могут длительно статически удерживать позвоночник и другие отделы в правильном положении. Чтобы не было нарушений осанки и здоровья, младшие школьники должны регулярно заниматься физкультурой,

Ребенок интеллектуально поднимается на следующий уровень. Выработка в школе усидчивости, концентрации, способности к самоанализу формирует личную точку зрения, роль в социальных отношениях – дружбе, конкуренции.

Развитие детей от 12 до 15 лет

В документах Фонда народонаселения ООН зафиксировано, что возраст 10-19 лет считается подростковым: до 14 лет его именуют ранним, а с 15 – поздним. Это связано с появлением главного признака – полового созревания. С началом гормональной перестройки детям труднее сосредоточиться на учебе, снижается усидчивость, терпение.

Подростковое состояние эндокринной сферы вызывает:

  • повышенную возбудимость;
  • быструю утомляемость (активность сменяется упадком работоспособности);
  • неуравновешенность (резкую смену настроения, поведения).

Средний школьный возраст отмечен повышением интеллектуальных способностей, конкретизированное мышление трансформируется в логическое. Начинает проявляться предпочтение определенных наук, видов деятельности. У многих это станет определяющим в выборе профессии.

Постепенно ослабевает тесная связь с семьей. На первый план выходит общение со сверстниками. Подростки испытывают тягу к противоположному полу, которая постепенно переходит в сексуальное влечение. Уже с этого возраста зреют сомнения по поводу устоев, правил, общественного мнения.

Кто-то раньше, кто-то позже начинает бунтовать, отгораживается от близких, борясь за независимость. Это только начало, родителям потребуется максимум терпения до полного взросления детей.

Тело подростка опять становится непропорциональным:

  1. Мышцы успевают только вытягиваться за активно растущими конечностями, что делает движения неловкими, рукам не находится места.
  2. Прибывающая сила не совпадает с мышечной выносливостью, приводя к перенапряжению при недозированных нагрузках, грозя искривлением скелета.
  3. Размеры сердца обгоняют размер сосудов. Из-за этого под нагрузкой повышается кровяное давление.

Подросткам пубертатного периода (кризиса половозрелости) подходят среднеинтенсивные виды спорта, например, катание на зимних и летних коньках, велосипеде, ходьба на лыжах по пересеченному рельефу.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей 16-18 лет характеризуются полным формированием психики и физиологии. Интеллектуальные возможности продолжают совершенствоваться, что выражается в философствовании, желании разобраться в себе, непримиримой требовательности к окружению.

Отсутствие возможности жить дома в отдельной комнате, куда заказан вход взрослым, наносит болезненную рану самолюбию, самостоятельности старших школьников.

Заканчивается половое созревание, вытягивание тела. Начинается набор массы, большой прилив мышечной силы, выносливости. Внешние и внутренние пропорции становятся гармоничными.

Психологи считают юношей и девушек сформированными личностями, в большинстве своем способными к самовоспитанию.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

На пути от слабого, полностью зависимого существа до полноценного члена сообщества нужно пройти несколько кризисных периодов.

Возрастные особенности детей родители должны правильно понимать и оценивать:

  • телесное развитие – это незатихающий процесс с индивидуальными сроками каждой фазы;
  • возрастные рамки совершенствования интеллекта, самосознания очень широки;
  • в основе становления личности лежат воспитательные способности родителей, материальные, социальные, образовательные, экологические и множество других факторов.

На разных возрастных этапах нужно постоянно присматриваться к особенностям, присущим конкретному ребенку. Знание общих принципов развития подсказывает истинные причины того или иного поведения молодого поколения. Помня об этом, легче прийти к взаимопониманию, облегчить адаптацию детей в мире взрослых.

Видео о возрастных особенностях детей

Развитие ребенка дошкольного возраста:

Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется физическим и умственным развитием ребенка. Данный возраст называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7--10 см.

У ребенка к 5-6 годам развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Позвоночный столб ребенка 5--7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Осанка ребенка нарушается при излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей). Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы (Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада: Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. С. 45-47).

К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

Развитие устойчивого равновесия является основой проявления двигательной деятельности. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. Девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками при выполнении упражнений на равновесие. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение. Немного легче в данный период формируются все виды условного торможения.

К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста (Безруких М.М., В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология. М.: Академия, 2003. С. 136).

В первые годы жизни, пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к шести-семи годам составляет 92-- 95 ударов в минуту. К 7-8 годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной.

Размеры и строение дыхательных путей дошкольника отличаются от взрослого. Жизненная емкость легких у детей 5-6 лет в среднем равна 1100--1200 см3, но она зависит и от многих других факторов: длины тела, типа дыхания и др. Число дыханий в минуту в среднем -- 25.

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности» (Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. Часть 1. М.: Владос, 2004. С. 87).Возраст пяти лет - последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. И вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности - решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением. Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. У ребенка кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, -- не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. С. 76).

В развитие психических процессов можно выделить то, что познавательная задача в возрасте 5-6 лет становится для ребенка собственно познавательной, а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд -- по возрастанию или убыванию -- до десяти различных предметов (Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Прайм-еврознак», 2003. С. 125).

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному. Объем внимания составляет в начале года 5--6 объектов, к концу года -- 6--7.

Так же произвольная память начинает формироваться в возрасте 5-6 лет. При помощи образно-зрительной памяти ребенок способен запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов.

Образное мышление продолжает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов (Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. М.: Дрофа-Плюс, 2006. С. 189).

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Таким образом, на основе изученной информации, можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивный рост костей и формирование опорно-связочного аппарата. Поэтому необходимо целесообразно подбирать упражнения и дозировать нагрузку с учетом возрастных особенностей. В психическом развитии ребенка появляется важное новообразование - произвольность психических процессов, к ним относятся память, воображение, внимание и т. д. Это событие является существенным для данного возраста и открывает новые возможности в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Надежда Афошина
Возрастные особенности детей 5–6 лет

Возрастные особенности детей 5-6 лет .

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания : ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти , возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте , должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память. Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л. А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) – характерные особенности ребенка 5-6 лет .

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Кнаглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака : цвет и форму (материал) и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л. С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей , возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика : активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки , оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры : космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т. д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль) . Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра : в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них – смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик) . Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода- становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л. С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка , общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок :

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения . Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. * Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Математика

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может определять направление : вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы : Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

5. Ребенок может знать такие геометрические фигуры как : квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление

Развитие Мышления, Памяти, Внимания

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…» .

2. Ребенок может находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец) .

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов : мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь :

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели.

Вам, как его родителям важно :

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье» , защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям , но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см. Каждый возрастной этап характеризуется, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные и половые различия в этих показателях. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчиваются. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Позвоночный столб ребенка пяти-шести лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей. В развитии мышц выделяют несколько «ключевых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц. Основой двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов (проприоцептивные рефлексы - рефлексы, получаемые с мышц и сухожилий; вестибулярные рефлексы - реакции вестибулярного аппарата (органа чувств, расположенного во внутреннем ухе человека) на изменения положения головы и туловища в пространстве), а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче даются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но они способны выполнять и короткие упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например, в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка». Органы дыхания. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности количество заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%). Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем 1100-1200 см3, но она зависит от многих факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6-0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 минут - «возраст двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры. Сердечно-сосудистая система. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92- 95 ударов в минуту. Развитие высшей нервной деятельности характеризуется ускоренным формированием ряда морфо-физиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др. Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны выделять признаки, объединяющие разные группы, например, могут осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что все они сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность усвоения дошкольниками систематизированных знаний. В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой). На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность - также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

Развитие личности

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года - 6-7. Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Для определенного онтогенеза свойственны специфические анатомо-физиологические Отличия между группами определяются не количественными особенностями структур, но и функциональными отдельных органов, всего организма в Развитие организма протекает неравномерно, ускоренного роста периодами его замедления во которых происходит тканей организма.

У детей ускорение физического этот период интенсивный рост костей ног, оформляются изгибы изменяется строение хрящевая ткань костной.

Физиологи выделяют, что период от 5 - 7 лет называют «первого вытяжения», один год ребенок вырасти на 7-10 см (Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. С. 4). К 7 годам средняя тела мальчиков 118-128 см, девочек - средняя масса мальчиков в этом колеблется от 22,4 до 28 кг, 21,2 до 27,8 кг. приобретает всё больше взрослого, а также непосредственность, подвижность, шестилетних детей выносливость, улучшается движений.

Развитие опорно-двигательной (скелет, суставно-связочный мускулатура) ребенка ещё не этому возрасту. костей продолжает размеру, форме, причем у разных фазы развития Позвоночный столб также раним к воздействиям. Так как у старшего недостаточно сформирован столб и слабая мышц, поэтому надо обязательно внимание на посадку столом во время различных заданий.

Развитие центральной системы характеризуется формированием ряда признаков. Так, массы мозга интенсивно до 7-летнего составляет 1250г. Бурно лобные доли Усложняется, становится интенсивной умственная ребенка.

У детей 6-7 лет стереотипы, составляющие основу навыков и формируются достаточно перестройка их затруднена.

У ребенка основные нервные возбуждение и особенно Дошкольник уже способен свои мышечные Продолжается дальнейшее усложнение двигательных умений. Совершенствуется шаги становятся увеличивается их длина, согласованность движения рук и

Авторы книги «От школы» Г.А. М.П. Дерюгин внимание на то, что у детей возраста недостаточно ловкость рук, что в станет причиной овладении письмом. важно систематически быстроту и координацию кистей не только школой, а начать формированию мелкой только с помощью гимнастик или лепки, но и с овладения графическими

Размеры сердца у сравнению с периодом увеличиваются в 4 раза, интенсивно формируется и деятельность, но этот завершается даже у

Обращая внимание на то, что в период идет развитие лобных мозга, ученые этот период формируется регулирующая речи. До 6--7 лет голосовая трахея и бронхи узкими. Слизистая дыхательных путей богата кровеносными Увеличиваются масса легких, число просвет бронхиол. К 5--7 заканчивается формирование ацинуса. Отмечается возрастная характер адаптации дыхания к мышечным Частота дыхания с уменьшается: к концу года жизни она 30--35 в минуту, а в 4--7 лет -- возрастом нарастает дыхания и легочная раза, потребление почти в 2 раза. Эти свидетельствуют о том, что возможности детей вполне обеспечивают роста и развития.

Происходит дальнейшее иммунной системы, нарастает комплемента. Повышается иммуноглобулинов: содержание в иммуноглобулинов М достигает взрослого человека к 4--5 иммуноглобулинов G -- в 5--6 лет. У уровень иммуноглобулинов дошкольников.

Заметно увеличиваются масса глазных детей 6 лет еще продолжаются формирования рефракции, развиваться глубинное годам острота достигает 0,86. восприятие предметов и различать цвета детей школьного Повышаются острота способность к дифференцировке 6-летнем возрасте слуха на слова тоны. Улучшается возрастают чувствительность к способность к их дифференцировке.

По мере движений ребенка масса и сократительная мышечной ткани. силы мышц во определяется постепенно физической нагрузкой при физическими упражнениями. У младшего дошкольного мышцы разгибатели недостаточно и довольно поэтому ребенок принимает неправильные опущенная голова, плечи, сутулая запавшая грудь. К 5 значительно увеличивается мускулатуры, в особенности мускулатура нижних увеличивается сила и мышц. Показатели силы отражают как возрастного развития, так и физкультурных занятий.

Таким образом, характеризуется ускоренным развитием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: